Сенсорная интеграция

0 Comment

Что такое «Сенсорная интеграция» (СИ)? Чтобы не вдаваться в научные дебри, мне кажется, можно выделить основные тезисы, которые позволят нашим родителям понять, о чем идет речь. И так, СИ, прежде всего, является бессознательным процессом, который происходит в головном мозге. Это означает, что мы не задумываемся об этом сложном процессе, как, например, не задумываемся о дыхании. Следующим основным моментом стоит выделить, что СИ организует информацию, которую мы и, в частности, дети получают с помощью органов чувств (вкуса, запаха, звуков, прикосновений, движений, воздействия силы тяжести и положения в пространстве). Далее все испытываемые нами ощущения наделяются определенным значением, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться. Также СИ позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся. То есть, в результате правильной обработки полученных сигналов наш мозг выдает адаптивный ответ. Следовательно, СИ формирует базу для теоретического обучения и социального поведения ребенка.

Важно помнить, что окружающая среда представляет нам разного рода ощущения: звуковые, обонятельные, осязательные, гравитационные и, в некоторой степени, тактильные. Двигаясь, мы получаем ощущения от мышц и суставов. Именно эти ощущения во всей их совокупности, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться.

Когда речь идет об оптимальном развитии тела и мозга, занятия, основанные на сенсорном опыте и ответах на него, в некоторых случаях могут оказаться эффективнее лекарств, психоанализа и системы поощрений и наказаний.

Центральной идеей терапии, снованной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений…

Считается, что занятия наиболее эффективны, если ребенок сам направляет свои действия, а педагог лишь ненавязчиво меняет обстановку. Как правило, интеграция происходит, когда ребенок стремится к ощущениям и делает что-то, чтобы их получить. Если занятие ребенку интересно, его мозг, как правило, способен организовать ощущения от этого занятия…
Педагог помогает ребенку управлять негативными ответами и эмоциями, пока тот получает необходимый ему сенсорный опыт и формирует адаптивные ответы, которые приводят к организации импульсов.

Во время занятий мы не пытаемся научить ребенка ни тому, что он делает сию минуту, ни любым другим специфическим двигательным навыкам. Наша цель – помочь ему эффективнее функционировать физически и эмоционально и, как следствие, лучше учиться.